Можно ли считать протестантизм идеологией капитализма?

Ответ на вопрос из ВСЭ

Ну и вопросы Вы ставите, это для целой лекции, а я человек практический, конкретный. Попробую ответить как можно проще, насколько у меня получится. Вероятно, Ваш вопрос восходит к работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», появившейся как раз в 1905 году. В этом исследовании Вебер, которого иногда называют Марксом буржуазии, детально анализирует  связи между капитализмом и протестантизмом. (Можно заметить, что Вебер происходил из протестантской, а точнее гугенотской семьи по материнской линии). Так что если у Вас возникнет желание детально разобраться в этой совсем непростой проблематике, изучайте Макса Вебера.

Все начинается с Библии. Если она не будет постоянно перед нашим сознанием, нам будет сложно разбираться. Затем мы должны вспомнить о Реформации и формировании в ХVI веке  новой ветви христианства – протестантизма. Хронологически это совпадало с периодом первоначального накопления капитала. В то время господствующей, как Вы выражаетесь, идеологией была идеология католическая, против которой и боролись основатели протестантизма. Я говорю лишь о Лютере и Кальвине, которые имеют самое непосредственное отношение к нашему вопросу.

Протестантская аскетическая этика не была непосредственной целью отцов-реформаторов. Главной целью было спасение верующих, в том числе и представителей рождавшегося сословия предпринимателей, то есть, прежде всего, средней и мелкой буржуазии. Согласно католической доктрины христианин может спастись, делая добрые дела и исполняя предписания церкви и ее духовенства. Мартин Лютер выдвинул совершенно  новую идею: идею спасения путем добросовестного исполнения своего профессионального призвания. По сути это была уже новая хозяйственная этика, выражавшая дух капитализма. Лютеровская концепция призвания свыше, ставшая одной из центральных в Реформации, утверждала, что Бог ставит перед человеком задачу выполнения долга в рамках своей мирской профессии. Лютер придал религиозное измерение мирской повседневной деятельности, сделал ее высшей задачей нравственной жизни, по сути, он обожествил повседневный, будничный труд, ранее считавшийся низким и недостойным занятием, не имеющим отношения к спасению.

Вы помните, что протестанты отрицают таинство священства, впрочем, и другие таинства, кроме крещения и причастия. То есть протестантизм заявил, что выполнение мирских обязанностей, то есть практически соблюдение мирской нравственности является также служением Богу и приравнивается к монашеской аскезе. Монашество становится бессмысленным для спасения делом. А спасение будет дано  за соблюдение новой аскетической нравственности, это будет потусторонней наградой. Отсюда один из пяти главных протестантских принципов «Только верой», то есть спасение только верой.  Позднее, у Кальвина эта идея выльется в собственную доктрину предопределения.

Таким образом, Реформация превращает мирскую деятельность в божественную волю, в возможность быть угодным Богу и в проявление христианской любви к ближнему. Это одна из важнейших идей Реформации, у которой окажется большое будущее. Однако было бы неверным говорить о том, что идеи и взгляды Лютера были родственны «духу капитализма». Хотя он и активно боролся против ростовщичества, выступал против фактических и юридических привилегий крупных торговцев, упомянутых Вами во втором вопросе купцов и ростовщиков. Но в этом секторе канонический запрет христианской церкви на ростовщичество худо-бедно продолжал существовать, постоянно обсуждался на церковных синодах и зачастую протестанты отказывали ростовщикам и банкирам в праве на причастие. Стремление к достижению материальных выгод путем использования других людей признавалось свидетельством отсутствия у предпринимателя божественной благодати. Однако профессиональные успехи предпринимателей-протестантов расценивались многими как косвенное свидетельство наличия такой благодати, поскольку считалось, что профессиональная деятельность – это главная задача, поставленная Богом человеку.

Теперь перейдем к кальвинизму, который оставил нам нынешнюю Швейцарию, где была выстроена другая связь между религиозной жизнью и светской деятельностью, где протестантские идеи прямо повлияли на ход исторического развития. Эти стороны Реформации не были для протестантского сознания главными, они были периферийными. Капитализм как  система хозяйствования не был продуктом Реформации, но ее почти решающее влияние на формирование «капиталистического духа» несомненно. Здесь нужно разбираться с влиянием на протестантскую аскетику, на этическую реформу такого христианского течения, как пуританизм. (Вспомните о пуританских этических поучениях Бенджамина Франклина, одного из авторов американской Декларации независимости). Мы вновь возвращаемся к идее о том, что основная цель жизни и деятельности – спасение души.

Отметим большую роль протестантов и высокую степень участия их семей, их многочисленных религиозных объединений и общин в становлении новой хозяйственной жизни. Вспоминая о роли купечества в Вашем следующем вопросе уточню, что купечество не сыграло большой роли в становлении капитализма. Многие годы обсуждался, например, вопрос о том, может ли богатый купец или банкир быть церковным старостой.  А вот уклад жизни и традиции протестантских семей сыграли. И до сих пор продолжают играть, сохраняя этическую составляющую предпринимательской деятельности. Сегодня мы можем говорить о семейных протестантских традициях и о протестантских семьях, сохраняющих свой промышленный бизнес в Германии, Нидерландах, Франции. Понятие большой и знатной семьи, сохраняющей свои принципы и живущей многие столетия по этим принципам вопреки всем давлениям, продолжает жить во многих странах Запада. Именно они стали носителями нового уклада, промышленной капиталистической экспансии.     

Еще   небольшое замечание. Для нерелигиозного человека религиозный образ жизни может выглядеть иррациональным, а для гедонистов – аскетическим. Если мы с Вами посмотрим вокруг, то повсюду увидим гедонистов. Изменение, если не переворот жизненного уклада протестантами имел награду за определенное хозяйственное поведение – это спасение души. То есть протестанты предложили действенную психологическую награду, которая не имела экономического, материального характера. Протестантская этика дала стимул и начала влиять на жизненное поведение и следовательно на систему хозяйственной жизнедеятельности. Мелкой и средней буржуазии было предложено почти самостоятельно дорасти, подняться до уровня предпринимателя. Стимулировался рост предпринимательского духа, энергии расширения.

Аскетический протестантизм опирался на проблему избранности. Требовалось обретение уверенности в спасении через профессиональную деятельность, практические стимулы веры в личное спасение. Запреты на лихоимство и стяжательство были недостаточными, их быстро научились обходить. Помог мирской характер аскезы, принесенный Реформацией. Кальвинизм принес проверку «испытания своей избранности». На первый план выходит доктрина предопределения, догмат об избранности к спасению. Бог-источник религиозного избранничества, но его решение – тайна, недоступная человеку. Решения Бога изначальны и не подвержены изменению. Ни спасение, ни осуждение изменениям неподвластны. Помощи нет. Есть только воля Бога, которая неведома человеку.  Вспомним еще один их главных принципов протестантизма «Только Богу слава». Но если Христос умер для спасения избранных, то как определиться со своим спасением? По горизонтали нет ни помощи, ни доверия. Одиночество. Для снятия обостренного чувства вины протестантизм не признает тайну исповеди. Общение с Богом идет в полном одиночестве. Только я и только мое спасение.

Однако Богу угодна деятельность христианина в соответствии с заповедями. Кальвинизм выстраивает этические отношения с властью по формуле «Полное подчинение власти при условии выполнения ею нравственных предписаний церкви». Социальная организация протестантов провозглашает любовь к ближнему как служение Богу и ориентирует ее преобразование окружающей действительности для других. Этика входит в человека, становясь его составной частью, приобретая утилитарный, но безличностный характер. Не забываем, что для верующего человека, особенно в то время жизнь после смерти представлялась гораздо более значимой и надежной, чем посюстороннее суетное существование.

Но вопрос «Избран ли я, и как в этом убедиться?» – продолжал стучать в головах. Сам Кальвин в этом не сомневался – он верил в свою избранность и призывал всех удовлетворяться знанием о решении Бога и упованием на Христа, то есть тем, что дает истинная вера. Вспомним «Только вера», то есть учение об оправдании только верой как единственному пути к вечному блаженству. По поведению человека его избранность не определить. Доказательство избранности – устойчивость его веры, подтверждающая присутствие благодати. Поэтому верующий либо сам должен считать себя избранным и развивать субъективную уверенность, либо начать неустанную и неутомимую деятельность в рамках своей профессии. То есть либо сосуд Бога (сосуд божественной власти по Лютеру), либо орудие Бога ( или постоянная аскетическая деятельность по Кальвину). Опять появляется деятельная вера, то есть находящая подтверждение в жизненном поведении и укладе      для приумножения славы Господней.

Но, как у нас в России говорят, «На Бога надейся, но сам не плошай». Бог помогает тому, кто без устали помогает себе сам. Поэтому, когда мы говорим о протестантской этике, мы должны помнить о принесенной Реформацией системе протестантского самоконтроля. Кальвинистский Бог требовал от избранных действенного аскетизма в профессии, постоянного самоконтроля, если не сказать достижимой святости. Это уже образ жизни и поведения, ориентированный почти исключительно на трансцедентную жизнь, на загробное блаженство. Отсюда, самоограничение, умеренность, аскетизм и рациональность в посюстороннем мире, отсюда упорядоченность и отказ от чувственной культуры.

Но, впрочем, сегодня в России совестливыми могут быть лишь наблюдающие и ничего не делающие.

Ответ получился, может быть, слишком длинным, но каков вопрос, таков и ответ. Всегда так. Чем больше упрощаешь, тем больше искажаешь. Я пытался этого избежать.

Еще интервью
(запись беседы Аксенова В.В. С начальствующим епископом СЦЕХ Семченко А.Т. помещенного под домашний арест 11.06.13г)
Помолитесь обо мне...
Веб-конференция с Александром Трофимовичем Семченко 2009 год
Журнал «Московские торги», ноябрь 2009 года
2009 год
2009 год

© 2012, Официальный сайт А. Т. Семченко 

Работает на Cornerstone