Евангельские христиане. История, настоящее, будущее.

Интервью с ответственным секретарем Всероссийского Содружества Евангельских Христиан Александром Трофимовичем Семченко.

"В шестьдесят с лишним лет у меня началось подведение итогов..."

Интервью Владимира Аксенова

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Трофимович, давайте начнем с главного вопроса который задают сегодня большинство протестантов. В чем отличие вероучения евангельских христиан от христиан баптистов?
 
Начать надо с исторической справки. В 1945 году не понимавший, чем отличаются друг от друга евангельские христиане и баптисты И. Сталин, объединил их в один союз и назвал его: «Союз евангельских христиан баптистов» – сокращенно ЕХБ. Правда, название ЕХБ появилось не сразу.
Сколько-то времени союз назывался Евангельские христиане и баптисты,
потом Евангельские христиане- баптисты (через тире), а потом, как в известной считалочке «А» упало, «Б» пропало - осталось просто ЕХБ.
В наше время Министерство Юстиции не признает это название и требует разъяснения: все-таки они евангельские христиане или баптисты?
И действительно, никто не понимает в чем их различия.
 Я бы сказал, что в вероучении различий нет, а мы можем только говорить об исторических различиях между союзом Баптистов и союзом Евангельских христиан. 
Эти союзы, в советское время, прекратили свое существование один за другим.  В целом же евангельские христиане и баптисты – очень близкие родственники и имеют общие корни от молокан с юга России и других течений, которые взяли свое начало от В. Пашкова, М. Корфа и других братьев.
 
Начало Евангельского движения в России связывают со служением аристократов: Редстока, Пашкова, Корфа и т.д. Тогда тысячи людей обращались ко Христу. В чем  по вашему мнению была причина успеха проповеди евангельских христиан в то время?
 
Тут сошлось много факторов. Во первых, по указу царя было создано Библейское общество, которое выпустило Священное Писание Синодального перевода. Многие до сих пор считают, что Синодальный перевод – это лучший перевод Священного Писания.
И во многом успех Евангельского движения связан с чтением и изучением Библии.
Ведь большинство россиян того времени не было знакомо со Словом Божьим на русском языке. И думаю, что далеко не все понимали церковно-славянский язык. Когда появилось Слово на русском языке и люди стали его читать, то стала видна разница между тем, что люди слышали в храмах и тем, что написано в Библии. Это, на мой взгляд, и вызвало пробуждение веры среди части российской интеллигенции, особенно тех людей, для которых был важен поиск истины.
И, конечно же, успех проповеди тогда был обеспечен волей Господа, ведь написано в Писании, что Бог заботится о каждом племени на земле и в этой связи обращает Свое внимание на исторические церкви в разных странах, воздвигая им противников.
Если вспомним историю царя Соломона, то про него написано: «И воздвиг ему Бог противника…» и это не случайно. Мы знаем из истории, что появлялись сильные противники католической и православной церкви – и это тоже не случайно. Вспомните Реформацию, положившую начало протестантизму. Во всем   виден промысел Божий.
 
Евангельские христиане – смиренные и богобоязненные люди, никогда не призывавшие к свержению существующего строя, никогда не провоцировавшие национальную или религиозную вражду. Всегда были в опале у государственной власти. Как по вашему в чем причина?
 
Все исторические церкви болезненно воспринимали появление нового и называли это новое ересью.
Вспомните, как много страдали протестанты в Европе. Это и Варфоломеевская ночь, и Гуситские войны.… Все это войны за веру и историки говорят, что в таких войнах погибло больше людей, чем во всех остальных вместе взятых. Война за веру - самая страшная война.  
Появление нового учения всегда встречалось враждебно, ведь оно  воспринималось, как покушение на сложившиеся в обществе устои. И естественно, что охраняющие эти устои люди и структуры начинали войну против «ереси».
Это происходило и в России.
В разные годы это было то сильнее, то слабее. Люди, которые воевали против «ереси» не всегда сами понимали, против чего они воюют.
Например, известный  обер-прокурор Победоносцев, который был   ярым сторонником православия, но трудно сказать, был ли он по настоящему верующим человеком. Кстати, все повторяется и в современном Российском обществе есть, немало, ревнителей православия, которые не особенно разбираются даже в основах веры. 
 
Говоря о евангельском движении в России, историки, обычно,   называют его последователей «Пашковцы», «Прохановцы». На ваш взгляд, насколько велика роль   лидера в жизни и служении евангельских христиан?
 
Роль лидера в религиозном сообществе не больше и не меньше, чем в любом другом.
Мы сегодня живем во время Д.А. Медведева и В.В.Путина и видим, насколько велика их роль как лидеров нашей страны.  
Лидер ведет за собой команду.
Все мы слышали шутки про питерцев захвативших Москву. А в Библии читаем, как лидер взявший власть в свои руки, уничтожает окружение своего предшественника, включая даже маленьких детей. Мы сегодня удивляемся – страшная  жестокость! Но, увы, так было.  
В религиозном сообществе роль лидера так же велика: к лидеру прислушиваются, за ним идут. Лидер формирует свою команду, а команда поддерживает его.
Сегодня евангельских христиан трудно назвать «Прохановцами», они отличаются от христиан времен А.С. Проханова, хотя есть и общее.
Мы придерживаемся многих вопросов вероучения разработанных при А.С.Проханове. Мы поем сочиненные им гимны, хотя прошло уже более ста лет, его гимны трогают сердце. Один мой знакомый сказал, что все харизматы умирают баптистами. И это так, потому что на похоронах поют песни А.С.Проханова. А что еще петь? Не возможно же на похоронах приплясывать: «аллилуйя я свободен!»
 
Как бы вы оценили служение евангельских христиан в советское время?
 
Существование евангельских христиан в советское время было очень коротко. В 1937 году вышел известный закон и фактически тогда закончилась   история и евангельских христиан и баптистов.
Но время 20-30 годов   было благословенное и численность христиан в обоих союзах достигала 3-5 миллионов человек. 
Если сравнивать с сегодняшним днем, то и 2 миллиона – это очень много.
Но самое главное, что даже за этот небольшой период Евангельское движение оставило в сердцах российского народа неизгладимый след. Даже сейчас, когда я в провинции встречаю пожилых людей, они часто вспоминают именно евангельских христиан и их служение в селах и городах России.
 
Давайте перейдем от истории к настоящему. Как развивались события для евангельских церквей после падения коммунистического режима? И каковы на ваш главные опасности для евангельских христиан сегодня?
 
Большие возможности открылись с падением коммунистического режима и началом широкой евангелизации. В Россию приехали представители различных миссионерских организаций. Они проповедовали Евангелие и основывали церкви. Было создано около 1000 церквей на территории нашей страны. Эти церкви были названы евангельскими.
Не знаю чего было больше в этом названии – тяги к наследию А.С.Проханова или желания уйти от слова «баптисты», которое советской пропагандой подавалось только в темных красках.   Естественно эта пропаганда оставила след в сердцах людей, и я допускаю, что новые церкви отказывались от   слова «баптисты», желая убрать лишний негатив.
В этих церквях не было жестких требований относительно одежды, косметики, украшений и др. В этом также было их отличие от традиционных баптистских церквей.
Таким образом, возникло новое евангельское движение в нашей стране.
Опасность сегодня та же, что и в прошлом. Не нужно сегодня повторять ошибки тех двух союзов наших предшественников. Но, увы, и сегодня есть непонимание, и даже вражда. Христиане по сути одного вероучения не понимают друг друга.  
Нужно стремиться к миру и в будущем объединяться в один союз.
Причины же сегодняшнего непонимания достаточно прозаичны – это борьба за власть.
В любой семье эта борьба есть. Кто-то ведущий, а кто-то ведомый.
И здесь, во взаимоотношениях евангельских христиан и баптистов, когда поднимается вопрос о единстве, вместе с ним поднимается и другой вопрос – а кто из нас главный.
Но эта проблема была еще у учеников Христа.   И христиане последующих веков продолжают решать ее. Да Христос во главе, да авторитет двенадцати апостолов Христа не ставится под сомнение, но вот из нас кто самый правильный и самый главный? Кто тринадцатый апостол? За это идет постоянная борьба.
 
Время, в которое мы живем называют эпохой постмодернизма. Люди, особенно в больших городах, не слишком склонны доверять любым проповедуемым идеям . Как, по вашему мнению, должна звучать проповедь для наших современников?
 
Проповедь Евангелия должна звучать именно как проповедь Евангелия, а не как реклама церквей или деноминаций.
На западе сегодня деноминации отходят на задний план. 
Люди ходят в церкви, которые называются имени лидера. Церковь Рика Уорена, например.
Уверен, что сегодня время ярких харизматичных лидеров, сегодня время церквей, в которых современный человек находит ответы на значимые для него вопросы. Важно так же распространять Слово Божие. Слово Бога работает. Оно как семя находит влагу и в свое время прорастает.
 
Теперь давайте поговорим о Всероссийском Содружестве. Начнем с того, как оно создавалось?
 
Пять лет назад при союзе баптистов был создан общественный совет, который собрал лидеров различных движений под общим названием «Евангельские христиане» для взаимодействия и сотрудничества. Это движение со временем переросло во ВСЕХ.  
Сегодня  ВСЕХ – это добровольное объединение союзов на основе декларации. Мы ее называем: «Декларация независимости» Все союзы, входящие во ВСЕХ сохраняют свою независимость и индивидуальность. Мы надеемся, что это движение будет расширяться.
Сейчас ВСЕХ – это добровольное и равноправное объединение самых разных союзов, от самых малых в которых от менее десятка церквей до  объединений включающих в себя более сотни поместных общин.
 
Теперь, не очень любимый любыми руководителями но всегда интересующий широкую общественность, вопрос про деньги. В частности, всего два года назад прошел Первый конгресс ВСЕХ. А уже в мае этого года Второй Конгрес. Почему возникла нужда в проведении таких масштабных и весьма затратных мероприятий?
 
Любое движение, особенно в своем начале требует вложения больших средств. И, слава Богу, что находятся люди, которые дают свои деньги в это благое дело. Деньги играют важную роль, но важны и цели, которые объединяют людей, задачи поставленные, сплоченная лидерская команда.
 
В чем заключается деятельность ВСЕХ? Какую именно реальную помощь могут получить церкви, особенно небольшие, от Содружества?
 
Мы работаем с объединениями церквей. У нас есть четыре направления, по которым мы осуществляем свою деятельность. Это – образование, СМИ, юридическая защита и внешнее представительство. Мы работаем с пасторами, проводим конференции, обучающие семинары и многое другое. Это приносит свои плоды.
 
Ограничено ли служение ВСЕХ территорией России? Может ли во ВСЕХ входить церкви из Украины или из Германии?
 
Сегодня это Всероссийское содружество и по названию видно, что служение ВСЕХ ограниченно территорией России. Но, мы работаем   с родственными церквями на Украине и верим, что появится Украинское содружество - УСЕХ, мы думаем о евангельских церквях в Беларуси. Многие церкви согласны присоединиться к нам. Есть такие церкви в Германии и даже в СЩА. Верим и надеемся, что будет создано содружество для евангельских церквей разных стран.
 
Насколько велика роль СМИ в служении ВСЕХ?
СМИ важнейшее направление нашей деятельности. Мы считаем, что в каждой церкви должна быть своя страничка в интернете. В интернете должны транслироваться проповеди наших пасторов. Мы работаем над тем, что к 2012 году четыре тысячи наших церквей будут иметь свои сайты, а тысяча  церквей будут иметь онлайновое вещание.
 
И в заключении личный вопрос.  Вы стояли у истоков создания Содружества, сейчас его существование уже свершившийся факт, но если смотреть вперед, то что самое главное вы  хотели бы сделать для ВСЕХ?
 
В шестьдесят с лишним лет у меня началось подведение итогов.
Конечно, хочется еще многое успеть. Но боюсь, что все планы осуществить не смогу и надеюсь передать свое дело в надежные руки.
Господь сказал: «У кого дело сгорит, тот потерпит урон». Бывает, что дело человека сгорает при его жизни. Очень часто дело сгорает после смерти человека. По настоящему успешен тот, дело которого будет продолжаться и после его смерти.
Здесь нужно учесть много моментов. 
Если последователи передерутся, например, из-за собственности, то на этом все и закончиться. Для служения важно, чтобы все было правильно распределено и поставлено.   
Вот об этом думаю и над этим работаю. 
 
 
Новости
Евангельский Альянс поздравляет
А.Т.Семченко - легендарная личность.
Пасхальное поздравление от СЦЕХ
Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ)
Рождественское поздравление от СЦЕХ
Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ)
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Сердечно поздравляем с 70-ти летием
Пасхальное поздравление от начальствующего епископа СЦЕХ
Начальствующий епископ СЦЕХ Александр Семченко

© 2012, Официальный сайт А. Т. Семченко 

Работает на Cornerstone